Главная » 2012»Январь»12 » Всегда на передовой. Люди героической профессии надежно ограждают нас от эпидемий
07:24
Всегда на передовой. Люди героической профессии надежно ограждают нас от эпидемий
На VIII Форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России, прошедшем в Астрахани в сентябре прошлого года с участием глав государств, обсуждался широкий спектр вопросов. Значительное внимание уделялось предупреждению распространения эпидемий в приграничных регионах. В рамках форума состоялось заседание за «круглым столом» санитарно-эпидемиологических служб, на котором говорилось о многоплановой, системной профилактической работе, проводимой в том числе в Западно-Казахстанской области.
Тем, что слово «эпидемия» употребляется теперь только в контексте прошедшего времени, мы обязаны людям, профессию которых без всякого преувеличения можно назвать героической. Они охраняют нас от инфекций, официально именуемых особо опасными. Здесь без экскурса в историю не обойтись. Самые первые в нашей стране противочумные организации были образованы на территории Приуралья. В 1908 года в поселке Орда начала действовать специализированная лаборатория, а с 1914 года – Уральская противочумная станция. То есть с полным правом можно считать, что этой службе более сотни лет. Такое первенство – факт вынужденный. Что называется, жизнь заставила. А еще вернее, борьба за жизнь.
В конце XVIII и начале XIX веков самая коварная болезнь опустошала целые села. До нашего времени дошли имена медиков, благодаря которым удалось ее остановить. Это стало возможным после открытия, которое в 1912 году сделал врач Ипполит Деминский. Он длительное время работал участковым врачом в Бокеевской орде. Затем переехал в Астрахань. И там, проводя опыты с малыми сусликами, заразился чумой. Ипполит Александрович вел дневник, в котором подробно описывал свое состояние. Так был установлен источник инфекции – грызуны. Деминский погиб, выполняя свой профессиональный долг. Умерла и ухаживавшая за ним сестра милосердия Красильникова. Но самым первым не пощадил жизни ради спасения людей фельдшер Зайцев. Это случилось в 1900 году в местечке Текюбай Тюбек (сейчас это территория Казталовского района Приуралья). Имя его не сохранилось. И уже в 1925 году в Орде погиб, изучая бактерии чумы, врач Александр Михайлов.
Обо всем этом мне рассказал кандидат медицинских наук Александр Гражданов. Мы знакомы с ним много лет. Сказать, что он – человек увлеченный и преданный своей профессии, было бы мало. Рабочее время для таких энтузиастов измеряется, как правило, не часами, а расстоянием от поставленной цели до ее достижения. Историю борьбы человека с инфекциями Александр Константинович знает досконально. Действительно, работа на станции отнюдь не безопасна. Она, как у сапера, не допускает промахов, требует особой точности, неукоснительного соблюдения норм и правил. И хотя последняя вспышка чумы была зарегистрирована в 1938 году, ситуацию приходится держать под постоянным и неослабным контролем. Это передний край противостояния смертельно опасным болезням. Если продолжать военную терминологию, то мне вспоминаются емкости в лаборатории станции с надписью «убить», или «при пожаре не выносить». Речь, конечно же, идет о бактериальных культурах.
Гражданов – автор десятков научных работ. И если где-то случается опасное заболевание, он непременно едет туда. Как объясняет, для того чтобы остановить инфекцию в самом ее начале и предотвратить в последующем. В 1965 году после окончания учебы Александр Константинович был направлен на работу в глубинку, в самое отдаленное отделение противочумной станции, расположенное в поселке Новая Казанка. К слову, Старая Казанка тоже когда-то существовала. Название это говорящее. Поскольку населенный пункт был основан купцами из Казани на месте одной из стоянок Великого шелкового пути. После эпидемии чумы люди оставили обжитые места и переселились на новое. До сих пор на месте бывших улиц видны едва приметные глазу, а где-то и более крупные бугорки. Отделений у станции – четыре. Все они расположены на юге области, где гнездятся эпизоотии чумы. Так именуются возбудители болезни у грызунов – мышей и сусликов. Сами они при этом могут не болеть, но остаются разносчиками инфекции. Задача зоологов – обозначить границы опасной территории и уничтожить носителей. Тем самым свести на нет угрозу заражения человека.
Уже через два года Гражданов был назначен начальником отделения в Новой Казанке, а еще через четыре года переведен в областной центр. Уральскую станцию он возглавлял с 1994 по 2011 год. Но и достигнув пенсионного возраста, продолжает работать заместителем директора.
– Ни для кого не секрет, что возбудители болезней в последнее время мутируют, – рассказывает он. – У животных это различные виды гриппов, заканчивающихся летальным исходом. У людей регистрируются заболевания, о которых в наших местах прежде и слыхом не слыхивали. Так, несколько лет назад в нашей области были впервые зарегистрированы случаи чрезвычайно опасной болезни – геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Мы установили, что разносчиками заражения также являются грызуны. Станцией был разработан механизм диагностирования. Установлены границы очага возможного инфицирования. Он примыкает к границе с Саратовской, Самарской и Оренбургской областями, на территории которых подобные заболевания регистрировались неоднократно. Были проведены противоэпидемические мероприятия и разъяснительная работа с населением.
Сотрудничество с российскими коллегами поддерживалось всегда. Сейчас, в рамках новых интеграционных процессов, оно выходит на более высокий уровень. На уже упоминавшемся VIII Форуме межрегионального сотрудничества эпидемиологи обсуждали механизмы совместной борьбы с геморрагической лихорадкой и сибирской язвой. В России национальным референс-центром по изучению вирусных заболеваний является Волгоградский НИПЧИ. Между этим институтом и Уральской противочумной станцией заключен договор о проведении мониторинга циркуляции вирусов, выявлении больных и эпидемиологическом контроле. Недавно на территории Приуралья выявлен возбудитель новой инфекции – лихорадки Западного Нила.
– Ее опасность заключается еще и в том, что впервые со времен малярии вирус переносится комарами, – поясняет Александр Гражданов. – Случаев заболеваний человека в нашей области не было. Своевременно обнаруживать инфекции нам позволяют сверхточное оснащение станции и, конечно, высококлассные специалисты. Даже в самое сложное кризисное время станция получала стабильное финансирование. К тому же международное сообщество заинтересовано в обеспечении эпидемиологической безопасности. Четыре зональные лаборатории на территории страны оборудованы на средства американского гранта. Три из них – в научно-исследовательских институтах, и одна – на нашей станции. Свой опыт мы также стараемся использовать в более широком масштабе. После распада Союза вышло так, что специальные курсы подготовки лаборантов-бактериологов остались за пределами Казахстана. С 1992 года они действуют на базе Уральской станции. Летом мы работаем в поле, а зимой исследуем полученный материал и учим средний медицинский персонал. Причем не только для Казахстана, но и для ближнего зарубежья.
Нельзя не упомянуть и об уникальном музее, экспонаты которого собраны также по инициативе Гражданова. Медицинское оборудование прошлого века, инструментарий, документы, фотографии… Здесь представлена история становления противочумной службы в Западном Казахстане. Бережно хранятся и портреты тех, кто рисковал своей жизнью ради науки и сохранения жизни других людей. В том числе врача Ординской противочумной лаборатории Александра Михайлова. Когда он умер, ему было всего 28 лет. Поскольку место его захоронения известно, коллектив станции решил собрать деньги и установить на могиле памятник. Он открыт к 20-летию Независимости.
Причины изменений инфекционно-эпидемиологической ситуации ученым еще предстоит установить, пока предположительно в числе основных называется глобальное потепление. Но своевременно реагировать на вызовы времени можно только скоординированными действиями. В орбиту этой большой совместной работы входит и Уральская противочумная станция.