25 апреля т.г. состоялась первая Коллегия Агентства Республики Казахстан по защите прав потребителей, в ходе которой были рассмотрены вопросы реализации Государственный программы «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы, совершенствования системы защиты прав потребителей, эпидемиологического надзора, а также вопросы, касающиеся пересмотра Санитарных правил и норм и оптимизации разрешительных процедур с целью снижения административных барьеров в бизнес деятельности.
В работе Коллегии приняли участие представители министерств здравоохранения, образования и науки, сельского хозяйства Республики Казахстан, а также руководители и представители территориальных органов Агентства, местных исполнительных органов и неправительственных организаций.
Агентство по защите прав потребителей создано Указом Президента Республики Казахстан в ноябре 2013 года как центральный государственный орган в сфере защиты прав потребителей, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов.
О ходе реализации Государственной программы развития здравоохранения «Саламатты Қазақстан», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2010 года выступил Заместитель Председателя Агентства Бекшин Ж.М.
В своем докладе Заместитель Председателя Агентства Бекшин Ж.М. особо указал на необходимость достижения целевых показателей программы, а также об ответственности руководителей территориальных органов за достижение целевых индикаторов определенных Госпрограммой.
В этой связи руководителям департаментов областей, г.Астаны и Алматы поручено обеспечить охват плановой и внеплановой вакцинацией против инфекционных заболеваний и проведение тщательных эпидемиологических расследований.
Как было озвучено в докладах руководителей департаментов Агенства, в настоящий момент проводятся работы по существенному пересмотру всех механизмов защиты прав потребителей и обеспечению санитарно-гигиенического благополучия населения.
Предусматривается внедрение механизма камерального контроля на предмет достоверности результатов лабораторных исследований пищевой продукции, который позволит осуществлять камеральный контроль качества и безопасности продукции и обеспечить прозрачность проведения процедур подтверждения соответствия в On-line режиме.
В связи с этим поручено данный вопрос тщательно проработать с заинтересованными органами и организациями, а также подготовить структуру информационной системы «Единая база данных о безопасной продукции».
Поручено проработать вопрос по созданию Межведомственной комиссии по защите прав потребителей (при Агентстве) деятельность, которой будет направлена на оперативное взаимодействие между уполномоченными государственными органами, регулирующими вопросы пищевой и продовольственной безопасности, нетарифной и тарифной политики, здравоохранения, по связи и информации, а также представителями бизнес сообщества.
В целях снижения нагрузки на бизнес будут упрощены требования и унифицированы Санитарные правила и гигиенические нормативы. В частности, предлагается перейти на стимулирующие меры, позволяющие обеспечить санитарно-эпидемиологическое благополучие.
В частности, предполагается освобождение субъектов рынка от проверок, при условии получения санитарно-гигиенического паспорта объекта.
Кроме того, обсуждены вопросы совершенствования санитарных правил путем их упрощения с установлением минимальных (обязательных) требований, обеспечивающих безопасность продукции и услуг.
В связи с этим, поручено проработать с заинтересованными государственными органами и организациями предлагаемые подходы совершенствования Санитарных правил и страхования ответственности субъектов предпринимательства.
Принято решение о создании информационной системы «Защита прав потребителей», которая будет включать в себя
информационные системы по 4 направлениям деятельности Агентства: «Защита прав потребителей», «Эпидемиологический контроль», «Санитарно-гигиенический контроль», «Контроль за безопасностью продукции»;
Наряду с этим, обсуждался вопрос разработки в новой редакции Закона «О защите прав потребителей», предусматривающую новую модель защиты прав потребителей, направленную на обеспечение защиты прав потребителей.
Предлагается внедрение нового механизма общественного контроля через размещение государственного социального заказа среди общественных объединений потребителей по оценке качества потребительских товаров.
Кроме того, была обсуждена новая модель «Комплекса мер по оценке угроз и управлению рисками санитарно-эпидемиологического характера».
По вопросам противодействия коррупции отмечены основные факторы, способствующие совершению коррупции, которыми являются: проверки на соответствие санитарным правилам и выдача разрешительных документов (санитарно-эпидемиологических заключений).
Также был рассмотрен вопрос о ротации сотрудников центрального аппарата, территориальных органов и организаций Агентства по схеме «центр - регион», «регион - центр», «регион - регион».
В завершении было указано на необходимость принятия комплексных мер по предупреждению, пресечению коррупции в территориальных органах и организациях Агентства, по обеспечению прозрачности работ с населением и взаимодействию с филиалами партии «Нур Отан» и общественными организациями.
Департамент стратегического развития
28.01.2014 г.
|